Почему же ИВЧ надо рассматривать как отдельный вид медиа? Дело в том, что оперировать им как обычной картинкой практически невозможно. Полноценная гигапиксельная картинка весит как небольшое видео — 250+ Мб даже в формате jpg. Скачивается в браузер она будет даже при хорошем интернете около минуты, а после этого вы получаете возможность увидеть картинку либо во весь экран, либо в полном увеличении. В первом случае это только обзорная картинка, ничего не говорящая о деталях, во втором очень маленький фрагмент изображения в максимальном качестве. Используя движки браузеров перемещаться по этому огромному полотну невозможно. Многие популярные «смотрелки» типа ACDSee от такого файла могут просто сломаться и отказываются показывать максимальное качество изображения. Другими словами, такие изображения просто нечем смотреть из традиционных средств, чтобы было удобно. Не запускать же для этой цели Фотошоп!
Да и сама логика просмотра ИВЧ несколько другая. Она состоит в постоянном перемещении по полю картинки с одновременным изменением масштаба от самого маленького до самого большого. Это похоже на наезды и отъезды условной камеры, которая то снимает общий план, то приближается, и показывает морщины на коже главного героя. Собственно, мы это делаем постоянно, используя спутниковые карты. Но, оказывается, так можно рассматривать не только карты, но и, например, живописные полотна. Как в случае спутниковых карт, так и других случаях, для рассматривания в таком режиме нужен свой движок и специально подготовленный визуальный контент. Для каждого масштаба готовятся свои изображения, разбитые, например, на плитки размером 256×256 пикселей и в момент наведения условной камеры оперативно высвечивается нужный кусок в нужном масштабе. Просто проводить масштабирование полной картинки в реальном времени невозможно пока даже на мощных ПК.
Собственно, наличие инструмента для просмотра — это не так важно. Важно, что сам алгоритм просмотра предполагает, что посмотреть можно только часть изображения в наивысшем качестве. На внимательный осмотр всего изображения уйдёт слишком много времени. Например,
на этом фото разглядеть подробно можно, наверное, несколько десятков тысяч человек. Но у вас не будет столько времени, чтобы осуществить эту возможность. Следовательно, настоящие ИВЧ — это то, что мы можем рассмотреть лишь частично. А, следовательно, каждый увидит разное!
ИВЧ — это избыточная визуальная информация, допускающая разное толкование и разную последовательность изучения. Сегодня мы посмотрели на изображение и увидели одно, а завтра другое — то, на что в первый раз не обратили внимания.
Наконец, эмоциональная составляющая процесса разглядывания ИВЧ не такая, как у обычных картинок. Это длительный процесс, который имеет свои взлёты и падения. Находки интересных мелких деталей сменяются монотонными низкочастотными (имеются в виду пространственные частоты) объектами. А постоянная смена масштаба создаёт впечатление, похожее, скорее, на фильм, чем на статику. Причём, это фильм со сценарием, создаваемым тем, кто смотрит. Иногда этот сценарий спонтанный, иногда логичный и последовательный. Иногда эффективный, иногда нет.
Таким образом, ИВЧ как медиа включает в себя индивидуальность смотрящего, который становится соавтором результата. И логично, что по результатам рассматривания такой картинки можно снять настоящий фильм, и он будет смотреться увлекательно! Особенно, если автор фильма знает путь, по которому рассматривать ИВЧ наиболее интересно. Знает неведомые дорожки, на которых надо искать невиданных зверей.